Онлайн курс

Доступ к информации в Казахстане
от А до Я

Что делать, если ваше право на доступ к информации нарушено или ограничено. Способы и ваши действия по обжалованию неправомерных действий должностных лиц

1. Что является нарушением и (или) незаконным ограничением права на доступ к информации?

Представьте себе ситуацию.  Вам необходима информация о выделении и расходовании бюджетных средств на финансирование учреждений образований в вашем городе. Казалось бы, бюджетная информация должна быть опубликована на интернет-ресурсе управления образования вашего города. Но ее там нет… Вам приходится письменно запрашивать эту информацию в управлении образования. Вам предоставляют информацию о том, сколько средств выделено из бюджета на финансирование, но ни слова о том, как и на что они расходуются…

И отсутствие бюджетной информации на сайте управления образования, и непредоставление информации на письменный запрос – все эти действия не позволяют вам реализовать ваше право на доступ к информации в полной мере. Такие действия обычно классифицируют как нарушение права или незаконное ограничение права на доступ к информации, и они влекут ответственность должностных лиц и обладателей информации.

А может ли ограничение права быть законным? Да, может. Как любое право, право на доступ к информации может быть ограничено в соответствии с законом. Например, Закон Республики Казахстан «О доступе к информации» предусматривает возможность ограничения права на получение информации, если речь идет о государственных секретах или иных охраняемых законом тайнах. Однако любые другие ограничения, не предусмотренные законом, будут являться неправомерными или незаконными.  Например, предоставление информации не по существу запроса или, напротив, непредоставление той информации, которая запрашивается.

Нарушение права на доступ к информации – это невыполнение обладателем информации прямых требований, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О доступе к информации». Например, закон требует трансляции открытых заседаний местных представительных органов власти (маслихатов) и ее отсутствие, либо проведение только закрытых заседаний будет являться нарушением права на доступ к информации.

Эффективность применения любого закона в повседневной жизни зависит от механизмов контроля, которые предусмотрены в нем или в сопутствующих законодательных актах. Контрольные механизмы имеют настолько большое и важное значение, что без них ни один закон не сможет быть реализован на практике. Если механизмы контроля отсутствуют или слабо прописаны в законе, то какими-бы строгими не были его нормы, на практике это может обозначать их слабое воздействие или полное игнорирование. В вопросах доступа к информации отсутствие механизмов контроля может привести к полному забвению права на доступ к информации. А это, в свою очередь, может привести к тому, что задачи по достижению транспарентности и подотчетности правительства, проведению антикоррупционных реформ и повышению качества государственного управления, не будут выполнены.

2. Какая ответственность предусмотрена для должностных лиц. Три вида ответственности.

Закон Республики Казахстан «О доступе к информации» предусматривает многоуровневый механизм контроля за соблюдением его требований.

Во-первых, предусматривается персональный контроль руководителей государственных органов, государственных учреждений и других обладателей информации за выполнением требований Закона РК «О доступе к информации», особенно в части предоставления информации по запросам.

Во-вторых, устанавливается ведомственный контроль за исполнением законодательства о доступе к информации. В этом случае вышестоящие должностные лица или органы будут осуществлять контроль за выполнением нижестоящими лицами и структурами требований закона.

В-третьих, будут работать механизмы общественного контроля и мониторинга. Например, Комиссия по вопросам доступа к информации, создание которой предусмотрено Законом Республики Казахстан «О доступе к информации», может осуществлять некоторые формы общественного контроля и мониторинга: проводить экспертизы, слушания, анализ законодательной базы и исследования индикаторов доступа к информации и т.д.

В-четвертых, контроль за исполнением требований законодательства о доступе к информации будет установлен со стороны прокуратуры и судов.  Предполагается, что и государственные структуры – например, Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы – со своей стороны будут осуществлять контроль за соблюдением законодательства о доступе к информации.

Но даже при наличии механизма контроля, процесс выполнения требований закона со стороны государственных органов, должностных лиц  и других обладателей информации может не выполняться. Ответственность должностных лиц обладателей информации в ходе разработки и принятия Закона Республики Казахстан «О доступе к информации» была пересмотрена и ужесточена.  Поэтому законодательством предусмотрены три вида ответственности за нарушение или незаконное ограничение права на доступ к информации: дисциплинарная, административная и гражданско-правовая.

1.Административная ответственность.

Административная ответственность в виде штрафов различного размера предусмотрена Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. Статья называется «Незаконное ограничение права на доступ к информации» и предусматривает возбуждение административного производства за совершение следующих деяний:

— неправомерный отказ в предоставлении информации, предоставление заведомо ложной информации;

— размещение заведомо ложной информации на интернет-ресурсах, в средствах массовой информации и т.д.;

— неправомерное отнесение общедоступной информации к информации ограниченного доступа.

Минимальная мера административного воздействия – штраф в размере 20 МРП, максимальная мера – штраф в размере 200 МРП.

Гиперссылка на статью 456-1 Кодекса РК об административных правонарушениях:  http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235

  1. Дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная ответственность налагается на должностных лиц в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе РК» (http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000416) за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований законодательства о доступе к информации, входящих в трудовые функции этих лиц.  Дисциплинарный проступок государственного служащего – противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины и служебной этики, а равно несоблюдение установленных законами Республики Казахстан ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе.

За совершение дисциплинарного проступка на государственных служащих налагаются следующие виды взысканий:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии или понижение в государственной должности;
5) увольнение с занимаемой государственной должности.

  1. Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000377#z1455). Процедура обжалования неправомерных действий, решений и бездействия в сфере доступа к информации может быть осуществлена как во внесудебном, так и в судебном порядке.

В последнем случае исковое заявление подается в суд общей юрисдикции и рассматривается по правилам особого искового производства. В случае подтверждения фактов, изложенных в исковом заявлении, и признании судов действий, решений или бездействия незаконными, суд вправе удовлетворить исковые требования и предусмотреть меры ответственности виновного лица по восстановлению нарушенного права на доступ к информации.

К решениям, действиям (бездействию) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, государственных служащих, подлежащим судебному оспариванию, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
1) нарушены права и свободы гражданина и законные интересы юридического лица;
2) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, а также юридическим лицом законных интересов;
3) на гражданина или юридическое лицо незаконно наложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.