1. Возможности портала «Открытое правительство» и его компонентов: «Открытые НПА», «Открытые бюджеты», «Открытые данные», «Открытый диалог», «Оценка эффективности деятельности государственных органов»
Современные информационно-коммуникационные технологии открывают перед правительствами широкие возможности по их использованию и достижению еще большей транспарентности и открытости перед населением. Продвижение открытого правительства - один из базовых принципов в сфере свободы информации, и нужно сказать, что в Казахстане этот принцип воплощается довольно активно. Большую часть государственных услуг уже можно получить в онлайн-режиме, не выходя из дома, используя возможности портала «Электронное правительство» (http://egov.kz/cms/ru). Портал «Электронное правительство» предоставляет возможность онлайн-запроса и получения у государственных органов необходимой информации. Это осуществляется с помощью сервисов «Электронные обращения» (http://egov.kz/cms/ru/services/e_app ) и «Блог-платформа руководителей государственных органов» (https://dialog.egov.kz/blogs ).
Отметим, что для того, чтобы воспользоваться сервисом «Электронные обращения» необходимо иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП) и быть зарегистрированным пользователем портала «Электронное правительство». Инструкция по получению ЭЦП для физических и юридических лиц расположена по ссылке: http://egov.kz/wps/portal/Content?contentPath=/egovcontent/getecp&lang=ru.
Портал «Открытое правительство» (http://open.egov.kz/) создан как платформа для обнародования информации о деятельности государственных органов и внедрения новых форм взаимодействия пользователей и обладателей информации для достижения транспарентности, открытости и подотчетности правительства.
Портал «Открытое правительство» состоит из следующих пяти компонентов:
Открытые НПА | Открытые НПА (нормативные правовые акты) – здесь публикуются проекты НПА, которые разрабатываются государственными органами всех уровней. Помимо ознакомления с проектом НПА, пользователь может принять участие в публичном обсуждении проекта и оставить комментарий, а также предложить государственному органу- разработчику свои изменения и дополнения по обсуждаемому проекту. |
Открытые данные | Открытые данные – это общедоступные электронные информационные ресурсы, представленные в машиночитаемом виде и предназначенные для дальнейшего использования, повторной публикации в неизменном виде. На специальном сервисе «Открытые данные» обеспечивается централизованное хранение описательной и ссылочной информации по открытым данным и сами открытые данные. Закон «О доступе к информации» обязывает государственные органы и других обладателей информации предоставлять открытые данные для пользователей информации. Пользователи информации – физические и юридические лица – вправе скачивать и использовать по своему усмотрению открытые данные как в коммерческих, так и в некоммерческих целях. |
Открытые бюджеты | Специальный сервис «Открытые бюджеты» позволяет налогоплательщикам обсуждать проекты бюджетных программ, отчетов о реализации бюджетных программ за истекший финансовый год. Сервис «Открытые бюджеты» аккумулирует данные центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета и администраторов бюджетных программ: 1. бюджетную отчетность; 2. консолидированную финансовую отчетность; 3. результаты государственного аудита и финансового контроля; 4. проекты бюджетных программ; 5. отчеты о реализации бюджетных программ за истекший финансовый год. Бюджетная информация публикуется на казахском и русском языках. Предложения по проектам бюджетных программ и отчетам о реализации бюджетных программ могут оставлять только пользователи, зарегистрированные на портале «Электронное правительство». Объем предложения не должен составлять более 1000 символов. Предложение пользователя после публикации поступает к государственному органу-разработчику проекта и указывается в отчете о публичном обсуждении проекта бюджетной программы. |
Открытый диалог | «Открытый диалог» - это интерактивный механизм для установления эффективной обратной связи между государственными органами и населением страны, который достигается с помощью обращения на блог-платформу руководителей государственных органов (а с недавних пор и регионов), участия в интернет-конференциях и опросах, а также в оценке качества услуг (например, качества сотовой связи) |
Оценка эффективности деятельности государственных органов
| Относительно новый компонент портала «Открытое правительство», который стал действовать с 1 января 2017 года, предусматривает публикацию отчетов о реализации стратегических планов министерств и отчетов о реализации программ развития территорий, их публичное обсуждение. Целью оценки эффективности деятельности государственных органов является определение эффективности реализации, возложенных на них задач и функций. Действующая система оценки осуществляется по следующим блокам деятельности:
|
2. Сервис «Электронные обращения» на портале «Электронное правительство»
Вы можете воспользоваться возможностями портала «Электронное правительство» (http://egov.kz) для запроса и получения информации. Вот пошаговый алгоритм ваших действий для получения необходимой информации:
- Получить электронную цифровую подпись и зарегистрироваться на сайте;
- Выбрать онлайн-сервис «Электронные обращения»;
- Заполнить представленную форму;
- Подписать заполненную форму электронной цифровой подписью;
- Отправить в выбранный государственный орган.
Как вы получите ответ на свой электронный запрос? Информация в ответ на ваш электронный запрос придет в ваш личный кабинет на портале «Электронное правительство». В процессе рассмотрения вашего электронного запроса в ваш личный кабинет поступит:
1) уведомление о доставке;
2) уведомление о регистрации обращения с указанием даты регистрации и регистрационного номера, присвоенного в государственном органе либо уведомление об отказе в регистрации с указанием причины отказа регистрации обращения;
4) уведомление об отправке на исполнение с указанием исполнителя и срока исполнения;
5) уведомление об исполнении с указанием исполнителя, даты исполнения и информации о результатах рассмотрения обращения, либо информации о направлении обращения на рассмотрение другим субъектам или должностным лицам в соответствии с их компетенцией.
Более подробная информация по ссылке: http://egov.kz/wps/portal/Content?contentPath=/egovcontent/citizensgovernment/articlesforcg/passport/e_app&lang=ru
3. Обращения на блог-платформу руководителей государственных органов и руководителей регионов
Другой возможностью запроса и получения необходимой информации является блог-платформа первых руководителей государственных органов (https://dialog.egov.kz/blogs ). Как запросить информацию или отправить сообщение через блог-платформу первых руководителей государственных органов?
Пользователь должен заполнить соответствующую форму, предоставив следующую информацию о себе:
- ИИН
- имя автора вопроса
- личный e-mail
- выбрать получателя из списка
- выбрать категорию вопроса
- написать текст вопроса
- прикрепить фотографию (например, сканированный документ или фото с места происшествия)
Для того чтобы подать обращение пользователь должен быть зарегистрирован на портале электронного правительства http://egov.kz и иметь электронно-цифровую подпись.