Онлайн курс

Доступ к информации в Казахстане
от А до Я

Плата за предоставление информации и другие особенности закона РК «О доступе к информации»

1. В каких случаях обладатель информации вправе взыскивать плату за предоставление информации?

Закон Республики Казахстан «О доступе к информации» предусматривает, что информация по запросу предоставляется бесплатно. Однако, если ответ на письменный запрос предусматривает копирование или печать, то пользователь информации обязан возместить обладателю информации фактические затраты на копирование или печать дополнительных материалов, которые прилагаются к ответу.  Это новое положение в законодательстве, так как раньше вся информация должна была быть предоставлена бесплатно: и ответ на запрос, и необходимые приложения к нему.

Если пользователь информации не согласен оплачивать дополнительные средства за предоставление дополнительных материалов, обладатель информации вправе предоставить ему только ответ на запрос. Пользователь информации может быть также не согласен с суммой, подлежащей оплате. Он вправе оспорить требование об оплате и предъявленную к оплате сумму либо вышестоящему должностному лицу, либо в вышестоящей организации. По этому же вопросу пользователь информации вправе обратиться в прокуратуру либо сразу в суд.

2. Размер и порядок оплаты

Эти тарифы определены специальным постановлением Правительства Республики Казахстан (http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1500001176#z4) и они составляют:

  • 0,1% месячного расчетного показателя за каждую страницу запрашиваемой информации - в случае, если запрашиваемая информация предоставляется в формате А4;
  • 0,2% месячного расчетного показателя за каждую страницу запрашиваемой информации - в случае, если запрашиваемая информация предоставляется в формате A3;
  • 2% месячного расчетного показателя за каждую страницу запрашиваемой информации - в случае, если запрашиваемая информация представляется в форматах от А2 или А1;
  • 5% месячных расчетных показателей за каждую страницу запрашиваемой информации - в случае, если запрашиваемая информация представляется в формате, превышающем формат А0.

Порядок предоставления дополнительных материалов к ответу на запрос таков.

  1. Обладатель информации подсчитывает стоимость фактических затрат и выставляет счет пользователю информации в течение 7 рабочих дней со дня регистрации полученного в установленном порядке запроса.

При этом обладателем информации указываются:

1) объем и формат запрашиваемых документов и (или) материалов;

2) размер расходов на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов;

3) информация, необходимая для заполнения платежного документа на перечисление платы за представление запрашиваемой информации;4) срок внесения пользователем информации платы за предоставление запрашиваемой информации, не превышающий 15 календарных дней.

  1. Пользователь информации оплачивает выставленный счет в течение срока, установленного обладателем информации. При этом такой срок не должен быть более 15 календарных дней.

Если обладателем информации являются государственный орган или государственное учреждение, не являющееся государственным органом, пользователь информации осуществляет перечисление платы за представление информации в государственный бюджет.

Если обладателем информации является субъект квазигосударственного сектора, а также в случае, если информация запрашивается у юридических лиц в части, касающейся использования средств, выделенных им из государственного бюджета, обладаемой ими экологической информации, информации о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, их прогнозах и последствиях, состоянии пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье и обеспечение безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов, а также цен на производимые (реализуемые) субъектами рынка, занимающими доминирующее или монопольное положение, товары (работы, услуги), пользователь информации осуществляет перечисление платы за предоставление информации на счет обладателя информации.

  1. Информация, представляемая на платной основе, направляется (передается) пользователю информации после оплаты и предоставления обладателю информации платежного документа, подтверждающего оплату.

3. Кто освобожден от оплаты тарифов на предоставление информации?

Некоторые группы населения освобождаются от оплаты тарифов на предоставление информации. В частности, это следующие категории населения:

1) инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
2) лица, приравненные к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
3) инвалиды 1 и 2 групп;
4) семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов;
5) лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством Республики Казахстан;
6) пенсионеры по возрасту;
7) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия (при призыве таких лиц на воинскую службу возраст продлевается на срок прохождения срочной воинской службы);
8) оралманы;
9) лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
10) многодетные семьи;
11) семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, спасании человеческой жизни, охране правопорядка;
12) неполные семьи.

Пользователи информации, указанные выше, освобождаются от оплаты при представлении обладателю информации документов, подтверждающих соответствующий статус. Срок представления документов, подтверждающих соответствующий статус, не должен превышать срок, в течение которого должна быть произведена оплата счета обладателя информации.

4. Исключения из сферы действия Закона РК «О доступе к информации» (доступ к архивной информации, экологической, процессуальным документам)

Экологическая информация. Информация о состоянии экологии относится к категории информации, доступ к которой НЕ может быть ограничен. Кроме этого, в качестве обладателей информации признаются юридические лица, обладающие экологической информацией.

Архивная информация. Действие казахстанского закона «О доступе к информации» НЕ распространяется на порядок рассмотрения запросов архивной информации.  Закон Республики Казахстан «О Национальной архивном фонде и архивах» предусматривает иной порядок запроса архивной информации.

Процессуальные документы. Действие закона о доступе к информации также НЕ распространяется на процессуальные документы (это документы, составляемые в ходе обращения, рассмотрения и разрешения судебного дела и в его рамках), то есть обращения физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых установлен законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

Инвалиды. Закон Республики Казахстан «О доступе к информации» содержит специальные положения, касающиеся доступа к информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Во-первых, на обладателей информации возложена обязанность создавать необходимые условия для инвалидов при предоставлении информации. Во-вторых, при размещении информационных стендов и (или) других технических средств аналогичного назначения обладатели информации обязаны обеспечить круглосуточный свободный доступ к ним и создать условия свободного доступа к ним инвалидов.