Онлайн курс

Доступ к информации в Казахстане
от А до Я

Устный и письменный запрос на получение информации. Как составлять и как направлять

1. В каких случаях можно ограничиться устным запросом?

Иногда нам нужна справочная или контактная информация, которую мы не можем найти в открытых источниках, например, на сайтах обладателей информации. Необходимо ли в таких случаях писать письменные запросы? Вовсе нет! Закон Республики Казахстан «О доступе к информации» предусматривает возможность устного запроса при получении следующей информации:

1) график работы обладателя информации;

2) почтовые адреса, адреса электронной почты и (или) интернет-ресурсов, телефоны справочных служб обладателей информации, их структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных организаций, а также сведения об их руководителях;

3) порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц;

4) порядок рассмотрения обращений, запросов, заявлений и жалоб физических и юридических лиц;

5) порядок оказания государственных услуг;

6) графики рассмотрения судебных дел;

7) сведения о дате и месте проведения открытых конкурсных торгов (аукционов, тендеров);

8) время, место созыва схода местного сообщества, собрания местного сообщества и обсуждаемые вопросы;

9) сведения о средствах массовой информации, учрежденных обладателем информации (при наличии);

10) номера телефонов для получения информации об имеющихся вакантных должностях.

Вот как выглядит устный запрос информации на практике: аудиозапись устного запроса. Не забывайте, что в случае предоставления ответа на устный запрос указывается имя и должность лица, предоставившего ответ.

2. Подготовка письменного запроса, способы отправки и регистрации.

Гораздо чаще нам нужна информация, которая не является справочной или контактной, но находится в распоряжении обладателей информации. Это может быть информация о расходовании бюджетных средств, принятых решениях, нормативных правовых актах, информация о реализации государственных программ, о результатах государственных закупок и т.д. Если эту информацию мы не можем найти в открытых источниках, то мы можем направить письменный запрос на ее получение обладателю информации.  По вашему письменному запросу вам обязаны предоставить любую информацию, за исключением информации с ограниченным доступом. К ней, как выше уже указывалось, относятся государственные секреты, тайны, охраняемые законом, и служебная информация с ограничительной пометкой «Для служебного пользования».

Для подготовки запроса можно воспользоваться типовым шаблоном, который вы можете найти в приложении №3 к данному руководству. В обязательном порядке в запросе указывается:

  • наименование государственного органа или любого другого обладателя информации, к которому адресуется запрос;
  • фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер физического лица, запрашивающего информацию;
  • при обращении от имени юридического лица – полное наименование юридического лица, бизнес-идентификационный номер, исходящий номер и дата, фамилия, инициалы и должность лица, подписавшего запрос;
  • изложена суть запроса: какую именно информацию вы хотите получить, реквизиты конкретного документа, аналитическая, статистическая, обзорная, итоговая, отчетная информация, результаты проверок и т.д.;
  • обязательно укажите, что запрос информации происходит в рамках реализации статьи 11 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации»;
  • обязательно напомните про установленный законом срок предоставления информации – в течение пятнадцати календарных дней;
  • абсолютно нелишним будет напомнить государственным органам и другим обладателям информации об ответственности за нарушение или ограничение права на доступ к информации, как то: нарушение сроков предоставления ответа на запрос, неправомерный отказ и так далее;
  • обязательно укажите в запросе, что в случае нарушения или ограничения права на доступ к информации, вы обжалуете неправомерные действия должностного лица в установленном законодательстве порядке;
  • в запросе должны быть указаны почтовый адрес или адрес электронной почты, номер телефона или телефакса, иные средства связи, по которым вы хотите получить ответ;
  • письменный запрос должен быть подписан физическим лицом или представителем юридического лица (представительство должно быть оформлено простой письменной доверенностью, в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан)

Письменный запрос можно оформить в привычном виде – в виде бумажного документа, или в виде электронного документа – файла с любым расширением, позволяющим отображать текст.

Письменный запрос вы можете доставить сами и сдать в канцелярию. Еще письменный запрос можно отправить обладателю информации пятью разными способами:

Способ 1. В виде бумажного документа обычной или курьерской почтой через почтовые отделения или организации курьерской доставки.

Способ 2. В виде электронного документа через сервис «Электронные обращения» портала «Электронное правительство». В этом случае вам понадобится электронная-цифровая подпись (ЭЦП), которой вы «подпишите» свой запрос. Сервис «Электронные обращения» доступен по ссылке: http://egov.kz/wps/portal/Content?contentPath=/egovcontent/citizensgovernment/articlesforcg/passport/e_app&lang=ru

Способ 3. В виде электронного документа на электронный адрес канцелярии или приемной обладателя информации. На всех сайтах государственных органов содержатся контакты канцелярии и электронный адрес канцелярии. Вы можете направить электронное обращение, заверенное электронной цифровой подписью, по адресу канцелярии.

Способ 4. В виде электронного обращения на блог-платформу руководителей государственных органов. Блог-платформа руководителей государственных органов доступна по ссылке: https://dialog.egov.kz

Способ 5. В виде электронного документа через сервисы «Вопрос-ответ» на сайтах государственных органов. Все интернет-ресурсы государственных органов и других обладателей информации должны иметь сервис «Вопросы-ответы». Направленные обращения и запросы регистрируются и рассматриваются наравне с традиционными запросами в бумажном виде. Вот, например, сервис «Вопрос-ответ» прокуратуры города Алматы (по ссылке http://almaty.prokuror.kz/rus/areaquestions)

Все письменные запросы, как в бумажной форме, так и в форме электронного документа подлежат регистрации в канцелярии или приемной обладателя информации, которому адресуется запрос.  О регистрации запроса свидетельствует талон с номером, датой регистрации, данными сотрудника, который произвел регистрацию запроса.  Если вы отправляете запрос в виде электронного документа, то либо на электронный адрес, либо в личный кабинет портала «Электронное правительство» вы получите регистрационный норме вашего обращения.

3. Десять вопросов про запросы: язык и форма запроса,  анонимность запроса, сроки ответа на запрос.

Каким может быть запрос? Запрос на получение информации может быть, как устным, так и письменным, в том числе в виде электронного документа. По запросу может быть получена любая информация, кроме информации с ограниченным доступом.

Должен ли письменный запрос содержать данные пользователя информации? Да, обязательно.

В письменном запросе указываются:

1) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер физического лица, запрашивающего информацию;

2) при обращении от имени юридического лица — полное наименование юридического лица, бизнес-идентификационный номер, исходящий номер и дата, фамилия, инициалы и должность лица, подписавшего запрос.

В запросе должны быть указаны почтовый адрес или адрес электронной почты, номер телефона или телефакса, иные средства связи.

Кем и как должен быть подписан запрос? Письменный запрос в бумажной форме должен быть подписан физическим лицом или представителем юридического лица. Письменный запрос в форме электронного документа должен быть подписан электронно-цифровой подписью (ЭЦП).

Могу ли я направить запрос в виде электронного документа? Запрос в виде электронного документа должен быть заверен электронной цифровой подписью. К письменному запросу приравнивается запрос в электронной форме, направленный посредством блог-платформы первых руководителей государственных органов.

Нужно ли использовать электронно-цифровую подпись при запросе информации с блог-платформы? Да, наличие электронно-цифровой подписи обязательно. Запрос, направляемый посредством блог-платформы первых руководителей государственных органов, требует регистрации пользователя информации на веб-портале «электронного правительства» и наличия у него электронно-цифровой подписи.

Можно ли направить запрос без указания личных данных? Нет. К сожалению, анонимные запросы в соответствии с казахстанским законом «О доступе к информации» не рассматриваются, и информация по ним не предоставляется.

Может ли запрос о получении информации направить мой представитель? Да, письменные запросы могут вноситься через представителя физического или юридического лица. Полномочия представителя оформляются доверенностью от физического или юридического лица.

Как долго будет рассматриваться мой запрос? Ответ на письменный запрос предоставляется в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления к обладателю информации. В случаях, когда запрашиваемая информация входит в компетенцию нескольких обладателей информации и при ответе на письменный запрос требуется получение информации от иных обладателей информации, срок рассмотрения может быть однократно продлен руководителем обладателя информации не более чем на пятнадцать календарных дней, о чем пользователю информации сообщается в течение трех рабочих дней с момента продления срока рассмотрения.

В какой форме мне предоставят ответ на мой запрос? Ответ на письменный запрос предоставляется по выбору пользователя информации в бумажной и (или) электронной формах на языке обращения. Ответ на устный запрос предоставляется в устной форме на языке обращения.

В каких случаях мне могут отказать в информации? В предоставлении доступа к информации могут отказать в следующих случаях:

1) если содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию;

2) если запрос не соответствует требованиям, установленным законом;

3) если запрашиваемая информация относится к информации с ограниченным доступом;

4) если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых обладателем информации, проведении анализа деятельности обладателя информации либо подведомственных им органов и организаций или проведении иной аналитической работы до ее завершения;

5) до принятия решения по результатам проверок, проводимых в рамках государственного контроля и надзора;

6) до принятия окончательного решения, вырабатываемого на основе межведомственной и внутриведомственной переписки или на основе совещаний в государственных органах;

7) до принятия взаимного соглашения об условиях раскрытия документов, поступивших от иностранных государств или международных организаций.

Обратите внимание на то, что мотивированный ответ об отказе в предоставлении информации по письменному запросу доводится до сведения пользователя информации в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса.

Как подготовить письменный запрос