Онлайн курс

Доступ к информации в Казахстане
от А до Я

Способы распространения и получения информации

1.Перечень способов обнародования и получения информации (через СМИ, интернет-ресурс, в помещениях обладателя информации, через запрос, через публичные отчеты, портал «Открытое правительство» и т.д.)

Закон «О доступе к информации» определяет несколько способов обнародования обладателями информации о своей деятельности:

1) предоставление информации по запросу;

2) размещение информации в помещениях, занимаемых обладателями информации, и в иных отведенных для этих целей местах;

3) обеспечение доступа на заседания коллегий государственных органов в соответствии с законодательством Республики Казахстан и онлайн-трансляцией открытых заседаний Палат Парламента Республики Казахстан, в том числе совместных, местных представительных органов области, города республиканского значения, столицы и коллегий государственных органов, проводимых по итогам года, на интернет-ресурсах;

4) заслушивание и обсуждение отчетов руководителей центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны Республики Казахстан), уполномоченного органа по делам государственной службы и противодействию коррупции, акимов и руководителей национальных высших учебных заведений;

5) размещение информации в средствах массовой информации;

6) размещение информации на интернет-ресурсе обладателя информации;

7) размещение информации на соответствующих компонентах веб-портала «электронного правительства»;

8) иные способы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Довольно обширный перечень способов обнародования информации, предусмотренный в законе «О доступе к информации», является гарантией того, что при определенной настойчивости и желании необходимую информацию всегда можно будет получить. Наиболее подробно в законе регламентированы два способа обнародования информации:

(1) порядок предоставления информации по запросу;

(2) размещение информации на интернет-ресурсах.

Как на практике действуют эти два способа обнародования информации о деятельности государственных органов и других обладателей информации, вы узнаете далее.

2.Краткое описание каждого способа, плюсы и минусы.

Для получения любой информации, которая нас интересует, существуют открытые и закрытые источники информации. К открытым источникам относятся интернет-ресурсы обладателей информации, средства массовой информации, базы данных, реестры, кадастры, регистры, которые ведут государственные органы в открытом доступе, информационные носители в помещениях, которые они занимают; общегосударственные порталы правительственной информации (портал «Электронное правительство» (http://egov.kz/cms/ru) и портал «Открытое правительство» (https://open.egov.kz/), общедоступные информационные системы. Открытыми источниками информации являются также заседания коллегиальных органов управления и публичные отчеты руководителей государственных органов, акимов и руководителей национальных высших учебных заведений.

Закрытые источники информации — это базы данных, реестры, регистры, кадастры и информационные системы государственных органов, которые содержат информацию с ограниченным доступом.

Если из открытых источников информацию можно получить довольно просто, то информацию из закрытых источников необходимо запрашивать. Более того, запросить информацию вам придется и в том случае, если обладатель информации не обнародовал ее в открытых источниках, хотя был обязан сделать это в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О доступе к информации».

Вот, например, как может выглядеть алгоритм действий при запросе информации о расходовании бюджетных средств, выделенных акционерному обществу с участием государства в акционерном капитале, на производство телевизионных каналов и программ:

 

Шаг 1. Ищем информацию в открытых источниках:

  • интернет-ресурс акционерного общества (Как размышляем при этом: акционерное общество является субъектом квизигосударственного сектора, так как государство является акционером. Кроме этого, на осуществление деятельности акционерного общества выделены бюджетные средства. Акционерное общество однозначно является обладателем информации и в соответствии с пунктом 10 статьи16 обязаны размещать информацию, касающуюся использования средств, выделенных из государственного бюджета).
  • интернет-ресурс профильного министерства – администратора бюджетной программы (Размышляем следующим образом: акционерному обществу на осуществление деятельности выделены бюджетные деньги, это значит, что заказчиком работ и второй стороной договора является администратор бюджетной программы, в нашем случае профильное министерство в сфере информации. В соответствии с подпунктом 1) пункта 4 статьи16 государственные органы обязаны размещать на своем интернет-ресурсе бюджетную отчетность; консолидированную финансовую отчетность; результаты государственного аудита и финансового контроля).
  • Реестр государственного имущества Комитета государственных доходов Республики Казахстан (https://www.gosreestr.kz/ru/ )(акционерное общество создано с участием государства в акционерном капитале, пакет акций является государственным имуществом. На данном сайте публикуется отчетная и финансовая информация, а также результаты аудита и государственного контроля юридических лиц, созданных с участием государства)
  • Департамент отчетности и статистики государственных финансов Министерства финансов Республики Казахстан (http://www.minfin.gov.kz ) (государственный орган осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств и должен публиковать информацию о фактическом объеме выделенных бюджетных средств)
  • Счетный Комитет Республики Казахстан по контролю за исполнением республиканского бюджета (http://esep.kz )(Размышляем следующим образом: Счетный комитет РК проводит государственный аудит и финансовый контроль за целевым расходованием бюджетных средств. Администраторы бюджетных программ и получатели бюджетных средств регулярно проверяются государственными аудиторами, эта информация должна публиковаться на сайте)
  • В разделе «Открытые бюджеты» портала «Открытое правительство» ( https://budget.egov.kz/ ) (на сайте должны публиковаться проекты бюджетных программ и отчеты об их реализации, необходимая информация о предусмотренных бюджетных средствах на реализацию этой программы, освоенных деньгах может содержаться в этих документах)

Шаг 2. Если нет информации на интернет-ресурсах или она опубликована в неполном объеме:

2.1.   Обращаемся в органы прокуратуры с требованием обязать вышеуказанных обладателей информации обнародовать информацию о расходовании бюджетных средств, в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан «О доступе к информации»

2.2. Обращаемся с письменными запросами к вышеуказанным обладателям информации и ожидаем ответа в течение 15 календарных дней. В запросах мы можем указать перечень документов, которые проливают свет на расходование бюджетных средств. Например, запрос в Счетный комитет Республики Казахстан может содержать требование о предоставлении отчета по данному акционерному обществу о результатах государственного аудита и финансового контроля с выявленными нарушениями, а не просто информацию о том, когда была проведена проверка и каковы общие результаты.  Типовой шаблон запроса прилагается. В следующих занятиях мы подробно остановимся на процедуре подготовки и отправки запроса.

2.3. Обращаемся с письменными запросами к руководителям вышеуказанных обладателей информации через блог-платформу https://dialog.egov.kz/

Шаг 3. Обжалование неправомерных действий, решений или бездействия обладателей информации

3.1. В случае неправомерного отказа в предоставлении информации, непредоставления информации, нарушения сроков и т.д. мы вправе обжаловать все эти действия, бездействия и решения либо вышестоящему должностному лицу, либо в вышестоящий орган, либо в суд. В следующих занятиях мы подробно остановимся на процедуре обжалования и подготовке соответствующих жалоб и обращений в органы прокуратуры.

Наиболее быстрыми способами получения информации является устный запрос, обращение за информацией на сайт государственного органа или другого обладателя информации, получение информации на веб-портале «Электронное правительство», ознакомление с информацией в помещениях, занимаемых обладателями информации, и в иных отведенных для этих целей местах. Весь перечень информации, который должен быть опубликован на интернет-ресурсе, и сроки, в которые это должно произойти, указаны в законе.

Отчеты обладателей информации – это относительно новый способ получения общественно значимой информации. До принятия закона «О доступе к информации», публичные отчеты о своей деятельности должны не реже одного раза в год представлять руководители местных исполнительных и представительных органов власти. Теперь же отчитываться перед населением о проделанной работе будут руководители центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны Республики Казахстан), уполномоченного органа по делам государственной службы и противодействию коррупции, акимы и руководители национальных высших учебных заведений.

Наиболее удобными способами получения информации являются те, которые связаны использованием информационно-коммуникационных технологий. Например, отправка запроса на блог руководителя государственного органа или отправка запроса в виде электронного документа более удобны, чем отправка запроса в бумажном варианте. Безусловно, возможность получить информацию, размещенную на сайтах обладателей информации или порталах «Электронное правительство» или «Открытое правительство», является более удобным и быстрым способом, чем непосредственный запрос информации.

Еще один способ доступа к информации — это присутствие пользователей информации на открытых заседаниях Палат Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и коллегиальных органов центральных исполнительных органов и местных представительных и исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) Республики Казахстан. С 1 января 2017 года Палаты Парламента Республики Казахстан, местные представительные органы области, города республиканского значения, столицы Республики Казахстан обеспечивают трансляцию открытых заседаний, а государственные органы – коллегий, проводимых по итогам года, в режиме онлайн на своих интернет-ресурсах.

Публичная отчетность руководителей центральных исполнительных органов, акимов и ректоров национальных высших учебных заведений перед населением тоже рассматривается как один из способов обнародования информации. Установлена следующая периодичность проведения отчетных встреч:

  1. ежегодно в течение второго квартала — руководители центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны Республики Казахстан) проводят отчетные встречи с представителями общественности с организацией видеоконференцсвязи с регионами, в ходе которых информируют о реализуемых в стране реформах, социально-экономическом развитии, достижении ключевых показателей стратегических планов и задачах по развитию соответствующих отраслей;
  2. ежегодно в течение первого квартала — акимы всех уровней проводят отчетные встречи с населением, в ходе которых информируют о реализуемых в стране реформах, социально-экономическом развитии соответствующей административно-территориальной единицы за истекший год, достижении ключевых показателей программ развития территорий, задачах и основных направлениях ее дальнейшего развития, процессе формирования проектов местных бюджетов в части определения приоритетов социально-экономического развития региона;
  3. ежегодно в течение третьего квартала — ректоры национальных высших учебных заведений проводят отчетные встречи с населением, в том числе с родителями, учащимися, работодателями, представителями научно-педагогической общественности и средств массовой информации по вопросам образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.

В подготовке и проведению отчетов руководителей центральных и местных исполнительных органов могут быть привлечены общественные советы. Особое внимание уделяется информированию населения о проведении отчетных встреч. Законодательство обязывает обладателей информации заблаговременно информировать население о дате, месте и повестке дня отчетной встречи, а также информировать население после проведения отчетной встречи о решении тех проблемных вопросов, которые затрагивались и обсуждались во время встречи.

Чтобы получить информацию из закрытых источников или информацию, которая не опубликована в открытых источниках, вам нужно будет подготовить и направить письменный запрос. Вся информация, как правило, в том числе ответы на письменные запросы, предоставляется бесплатно. Однако при получении информации по запросу могут вместе с ответом быть запрошены и предоставлены дополнительные материалы, объем которых может быть значительным и потребовать от вас возмещения стоимости копирования или печати дополнительных документов, или материалов, приложенных к ответу на ваш запрос.