Онлайн курс

Доступ к информации в Казахстане
от А до Я

Кто обязан раскрывать и предоставлять информацию. Обладатели информации, их обязанности

1. Основная обязанность обладателя информации (раскрытие информации о своей деятельности как можно более оперативно и максимально широким способом).

Те, кто обязан предоставлять нам информацию, законом именуются как обладатели информации.  У обладателей информации основная обязанность – это как можно более оперативно и посредством многочисленных каналов распространять (раскрывать) информацию о своей деятельности.  Такой подход помогает органам государственной власти, государственным учреждениям и другим обладателям информации быть более открытыми, прозрачными и подотчетными для общества, а обществу – помогает реализовать своё право на участие в делах государства, а также быть более информированными во всем, что касается нашей жизни.

2. Категории обладателей информации: публичные и коммерческие (органы власти, государственные учреждения, местные органы власти, органы самоуправления, субъекты квазигосударственного сектора, другие юридические лица и т.д.)

Обладатели информации — это:

1) органы и учреждения законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, местного государственного управления и самоуправления (министерства, агентства, комитеты и департаменты центральных исполнительных органов, местные органы власти – акиматы и маслихаты всех уровней, законодательный орган власти, правоохранительная и судебная системы, органы прокуратуры, армия, органы местного самоуправления);

2) государственные учреждения, не являющиеся государственными органами (государственные учреждения, предприятия и иные юридические лица, образованные государством для выполнения государственных функций и задач, подведомственные государственным органам);

3) субъекты квазигосударственного сектора (коммерческие предприятия с участием государства в уставном или акционерном капитале – товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, национальные холдинги и т.д.);

4) юридические лица, являющиеся получателями бюджетных средств, — в части информации, касающейся использования средств, выделенных из государственного бюджета (как коммерческие, так и некоммерческие организации, использующие для осуществления своей деятельности бюджетные средства, полученные в рамках государственного задания, государственных закупок, государственного информационного и социального заказа и т.д.);

5) юридические лица, являющиеся субъектами рынка, занимающими монопольное положение, — в части информации, касающейся цен на производимые (реализуемые) ими товары (работы, услуги) (это и государственные, и негосударственные коммерческие предприятия, которые занимают монопольное положение на различных рынках товаров и услуг, в региональном разрезе или на национальном уровне);

6) юридические лица — в части обладаемой ими экологической информации, информации о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, их прогнозах и последствиях, состоянии пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановки, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на здоровье и обеспечение безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов.

Некоторые группы обладателей информации нуждаются в более подробном разъяснении. Например, не всем известно кто такие субъекты квазигосударственного сектора. Бюджетный кодекс Республики Казахстан определяет, что субъекты квазигосударственного сектора – это государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними.

Обладателями информации по данному закону являются все юридические лица (коммерческие и некоммерческие), которые являются получателями бюджетных средств. Это могут быть участники государственных закупок, организации, получающие государственные гранты, любые другие организации и предприятия, осуществляющие деятельность за счет бюджетных средств.

Позитивной стороной казахстанского законопроекта является то, что в число обладателей информации включены субъекты рынка, занимающие монопольное или доминирующее положение на рынке товаров и услуг. Для того, чтобы узнать, какие конкретно организации являются такими субъектами, нужно обратиться к специальному государственному реестру, который составляет Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК. Этот реестр публикуется на сайте министерства (http://www.kremzk.gov.kz/rus/menu2/reestr_subektov_dominantov/centr_apparat_dominanty/)

3. Права и обязанности обладателя информации

Выше уже отмечалось, что в отличие от пользователя информации, у которого много прав и немного обязанностей, у обладателя информации ситуация обратная – мало прав и много обязанностей, прежде всего, по обнародованию (раскрытию) информации о своей деятельности.  Закон Республики Казахстан «О доступе к информации» предусматривает, что обладатель информации имеет право, во-первых, направлять запрос соответствующему обладателю информации, в компетенцию которого входит предоставление запрашиваемой информации; во-вторых, уточнять содержание запроса у лица, обратившегося с запросом. В-третьих, логично предположить, что у обладателя есть право отказать в предоставлении запрашиваемой информации в некоторых случаях и эти случаи прямо указаны в Законе Республики Казахстан «О доступе к информации».

Что же обязан делать обладатель информации?  Запоминайте! Безусловно, основная обязанность – обеспечение доступа к информации о своей деятельности. Как правило, обладатели информации имеют в своем распоряжении огромные информационные массивы, они также ведут государственные реестры и формируют банки (базы) данных в сфере своей деятельности. Весь этот информационный массив, за исключением государственных секретов, правовых тайн, охраняемых законом, а также служебной информации с ограничительной пометкой «Для служебного пользования», должен быть открыт и доступен. Из этого постулата вытекает следующая обязанность обладателя информации —  обеспечивать в рамках своих полномочий организационно-технические и другие условия, необходимые для обеспечения доступа к информации. Другими словами, делать всё зависящее, чтобы эту информацию было легко и просто получить.

Без доверия сложно в любом деле, однако в сфере доступа к информации предоставление достоверной и полной информации – это тоже обязанность обладателя информации.  Получатель информации не должен сомневаться в подлинности и достоверности полученной информации. Для того, чтобы легко было идентифицировать отправителей информации, обладатель должен обеспечивать в предоставляемой информации наличие сведений о должностном лице в объеме, достаточном для идентификации.

Если вы ранее запрашивали информацию, то наверняка знаете, что наиболее частым нарушением процедур предоставления информации, является нарушение срока предоставления. Поэтому еще одна важная обязанность обладателя информации – это обеспечивать соблюдение установленных законом сроков предоставления информации (15 календарных дней). От того, как организована работа по обнародованию (раскрытию) информации внутри организации, предприятия, учреждения зависит качество, оперативность и эффективность такой работы. Поэтому крайне важные обязанности обладателей информации касаются как раз внутриорганизационных процессов по предоставлению и распространению информации.

Обладатели информации обязаны:

  • вести учет, обобщение и анализ запросов;
  • обеспечивать бесперебойное функционирование интернет-ресурсов, содержащих информацию;
  • обеспечивать повышение квалификации должностных лиц и работников в области обеспечения доступа к информации;
  • проводить внутренний контроль за качеством и своевременностью предоставления информации.

Особые обязанности у обладателей информации — создавать все необходимые условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья условия при получении информации.  Это касается и специальный версий, доступных пользователям интернет-ресурсов, доступности информационных стендов и т.д. Кроме этого, обладатели информации обязаны размещать на постоянной основе в виде открытых данных на специальном портале «Открытые данные» и некоторые категории обладателей информации (https://data.egov.kz/) обязаны отчитываться перед населением о проделанной работе.