Онлайн курс

Доступ к информации в Казахстане
от А до Я

Кто может запрашивать и получать информацию. Пользователи информации, их права

1. Пользователи информации – это кто?

Как для танго нужны двое, так и для того, чтобы важная информация стала известна всем, нужны пользователь и обладатель информации. Тех, кто имеет право запрашивать информацию, закон именует пользователем информации. Официальное определение звучит так: пользователь информации – это физическое или юридическое лицо, запрашивающее и (или) использующее информацию. Другими словами, это мы все – население Казахстана, плюс иностранные граждане, лица, без гражданства, группы граждан, инициативные группы и так далее. Соответственно, те, кто владеет и (или) распоряжается информацией и обязан нам ее предоставить, являются обладателями информации.

При запросе и получении информации нет необходимости подтверждать свой статус гражданина Казахстана, например. Специфика аналогичных законов в том, что их могут использовать неограниченное и неопределенное количество лиц, поскольку право на получение и распространение информации закреплено и во Всеобщей Декларации прав человека, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ратифицированном Республикой Казахстан, и в Конституции страны. А обладатели информации обязаны раскрывать и обнародовать информацию о своей деятельности не просто широко, а, скажем так, необъятно – не ориентируясь на географические или физические границы

 

2. Имеют ли право на доступ к информации инициативные группы граждан, мигранты, трудовые мигранты, лица, ищущие убежища, лица без гражданства и другие социально уязвимые группы населения?

Пользователем информации может быть любое физическое или юридическое лицо: граждане Казахстана, граждане других государств, лица без гражданства, мигранты; юридические лица всех организационно-правовых форм собственности, их объединения и ассоциации, международные организации.

3. Что вправе делать пользователь информации?

У пользователя информации много прав и мало обязанностей. А у обладателя информации, наоборот, прав мало, а обязанностей много. Что же вправе делать пользователи информации, то есть мы с вами?

Во-первых, получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Это означает, что мы вправе запрашивать информацию, получать ее и далее распространять в том виде, в котором нам удобно. Кстати, получив информацию, мы можем использовать ее по своему усмотрению. Поэтому, крайне важное право пользователя информации, – это не обосновывать необходимость получения информации, способы и мотивы дальнейшего распространения.

Во-вторых, мы вправе обращаться с запросом о предоставлении информации.   Запрос может быть, как устный, так и письменный, так и в форме электронного документа.  Мы вправе также отозвать запрос, если в получении информации уже нет необходимости.

В-третьих, мы вправе проверять достоверность и полноту получаемой информации. Если наше право нарушено или ограничено, то мы вправе обжаловать незаконное ограничение права на доступ к информации, действия (бездействие) должностных лиц.

Наконец, пользователи информации вправе требовать возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного ему нарушением его права на доступ к информации. Как применить на практике права пользователей информации? Закон Республики Казахстан «О доступе к информации» предусматривает определенные способы запроса и получения информации, однако этот перечень не исчерпывающий и не окончательный. Обладатели информации, преследуя цель максимального раскрытия информации о своей деятельности, могут обнародовать ее любыми другими способами, даже не предусмотренными законом.

Наиболее часто встречающиеся способы запроса и получения информации – с помощью устного и письменного запросов, в средствах массовой информации, а также на интернет-ресурсах обладателей информации, на портале «Открытое правительство» и т.д. Предусмотрена возможность обжалования действий должностных лиц, нарушающих или ограничивающих наше право на получение и распространение информации. Эту возможность обязательно нужно применять на практике и далее мы расскажем, как эффективно это сделать.  Крайне важное право пользователя информации – это право требовать возмещения материального вреда и компенсации морального вреда, в случае, если они стали следствием нарушения права на доступ к информации.

4. Обязанности пользователя информации

Пользователь информации обязан соблюдать требования Закона Республики Казахстан «О доступе к информации» — так лаконично написано в законе об обязанностях пользователя информации. На практике это означает, что пользователь информации должен соблюдать все процедуры, предусмотренные законом (например, по процедуре получения информации по запросу).