Онлайн курс

Доступ к информации в Казахстане
от А до Я

Какую информацию мы можем получить. Категории доступной и ограниченной в доступе информации

1.Что такое информация?

Закон устанавливает, что информация – это любые сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, полученные или созданные обладателем информации, зафиксированные на любом носителе и имеющие реквизиты, позволяющие ее идентифицировать. Это понятие гораздо шире, чем документ или документированная информация. Такое определение понятия «информация» в казахстанском законе говорит о том, что запросить и получить теперь возможно как сами документы, принимаемые государственными органами, так и любую другую информацию об их деятельности – отчетную, аналитическую, исследовательскую, социологическую, статистическую, правовую и т.д.

Запомните также два других важных фактора, которые касаются определения ключевого понятия «информации». Во-первых, это фиксация запрашиваемой информации на любом носителе (бумажном, аналоговом, цифровом и каком-либо еще). Во-вторых, это наличие реквизитов, которые помогают идентифицировать обладателя данной информации, и доказать, при необходимости, достоверность этой информации

2. Какую информацию и в каком виде мы можем получить?

Помимо информации о деятельности, например, государственного органа, — какие совещания и встречи проводятся, какие услуги и товары закупаются, какие решения и документы принимаются, сколько и как тратится бюджетных средств – мы может получить еще информацию и документы о себе, о других людях, о других организациях, только если эти сведения и документы не содержат государственных секретов или не относятся к тайнам, которые защищены законом.

Нужную нам информацию мы можем получить в привычном и удобном для нас виде: устном, письменном или в форме электронного документа.

3. Основные категории информации: общедоступная; информация с ограниченным доступом; информация, доступ к которой не может быть ограничен.

Казахстанский закон условно разграничивает информацию на следующие категории:

  • общедоступная, то есть такая информация, доступ к которой должен быть открыт;
  • информация с ограниченным доступом – это государственные секреты, различные правовые тайны (сведения, отнесенные к личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иным охраняемым законом тайнам) и служебная информация с пометкой «Для служебного пользования».
  • информация, доступ к которой не может быть ограничен ни при каких условиях.

4. Какая информация не может быть ограничена в доступе (примеры).

Закон Республики Казахстан «О доступе к информации» устанавливает определенный перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен ни при каких условиях:

1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

3) о фактах совершения актов терроризма;

4) о состоянии экологии, пожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов;

5) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;

6) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

7) о размерах золотовалютного резерва Национального Банка Республики Казахстан;

8) содержащей тексты нормативных правовых актов Республики Казахстан, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иные охраняемые законом тайны, а также их проекты;

9) о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;

10) о контроле за расходованием средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;

11) о фактах нарушения законности обладателями информации, их должностными лицами;

12) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящейся в архивах, за исключением информации, относимой к государственным секретам Республики Казахстан.

5. Что такое государственные секреты и почему доступ к ним ограничен.

Государственные секреты, в соответствии с Законом РК «О государственных секретах», это — защищаемые государством сведения, составляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной военной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с общепринятыми нормами международного права.

Под государственной тайной понимаются сведения военного, экономического, политического и иного характера, разглашение или утрата которых наносит или может нанести ущерб национальной безопасности Республики Казахстан.

Служебная тайна трактуется как сведения, имеющие характер отдельных данных, которые могут входить в состав государственной тайны, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальным интересам государства, интересам государственных органов и организаций Республики Казахстан.

Перечень государственных секретов указан в Приложении №1.

6. Правовые тайны, или «маленькие секреты», предусмотренные законодательством.

Определенная информация, которая касается физических лиц, может быть ограничена в доступе. Личная и семейная тайна, врачебная, банковская, коммерческая тайна, тайна усыновления или удочерения и другие тайны защищают от несанкционированного доступа и распространения информации о лице, в которых он не заинтересован и это может нанести определенный вред или причинить ущерб. Процессуальные тайны – тайна следствия, тайна постановления приговора, тайна совещательной комнаты и другие тайны – обеспечивают независимость и объективность при отправлении правосудия.

Перечень охраняемых законодательством правовых тайн указан в Приложении №2.

7. Как «узнать» служебную информацию.

К информации ограниченного распространения относится и служебная информация с пометкой «Для служебного пользования». Закон Республики Казахстан «Об административных процедурах» устанавливает, что информационные процедуры не должны допускать разглашения служебной информации ограниченного распространения и иной информации, связанной с интересами государства.
Служебная информация ограниченного распространения – конфиденциальная служебная информация, доступ к которой временно ограничен в целях соблюдения административных процедур, связанных с необходимостью обеспечения независимости государственного органа при принятии решения.

К служебной информации ограниченного распространения относятся сведения, зафиксированные в документах, делах и изданиях:

— полученные и создаваемые в ходе проводимых проверок в рамках государственного контроля и надзора, по которым не принято решения;

— полученные и создаваемые в результате внутриведомственной и межведомственной переписки или на основе совещаний в государственных органах, по которым не принято окончательного решения;

— полученные от иностранных государств или международных организаций, по которым не принято взаимного соглашения об условиях раскрытия такой информации.

Документам, делам и изданиям, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, присваивается пометка «Для служебного пользования» (пометка «ДСП»). Отнесение сведений к информации ограниченного распространения производится исполнителем и лицом, подписавшим документ на основании перечня сведений для служебного пользования, разработанного в государственном органе.

8. Для чего нам нужна информация.

Вам не обойтись без информации, если вы занимаетесь исследованиями в любой области – от академических до прикладных, работаете журналистом, юристом, адвокатом, медиатором; занимаете активную гражданскую позицию, являетесь правозащитником или волонтером, представителем НПО; проводите расследования в сфере бюджетной прозрачности, антикоррупционной деятельности, деятельности военных или правоохранительных органов.

Вы также можете интересоваться архивной информацией, информацией о состоянии экологии, любой другой общественно-значимой информацией, которая позволяет нам быть осведомленными и причастными к событиям и явлениям в нашей жизни. Особое значение для всех нас имеет финансовая информация – от размера внешнего долга или экспортной выручки нашей страны, бюджетных трат и до собственных пенсионных накоплений. Такая информация тоже может быть доступна посредством закона о доступе к информации.

Для общества и для государства свобода информации обоюдовыгодна. Информированное общество имеет активную гражданскую позицию и всегда требует большей открытости, прозрачности и подотчетности от государства за проводимую политику, принятые законы и решения, расходования средств налогоплательщиков.

В конечном счете, это приводит к укреплению демократических институтов, снижению уровня коррупции, повышению качества государственного управления и повышению инвестиционной привлекательности экономики государства. В итоге, к нашему общему благополучию.   Быть информированным   — это значит повышать качество своей жизни, улучшать среду, где мы живем!