Онлайн курс

Доступ к информации в Казахстане
от А до Я

Базовые принципы по свободе информации. Как их понимать и как применять

1. Почему важны базовые принципы по свободе информации, что это такое и как их применять на практике?

Чтобы право на свободу информации могло быть реализовано каждым человеком, вне зависимости от того, где он проживает – в развитой демократической стране или в стране, только начинающей демократические реформы, — ЮНЕСКО (специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры) были разработаны базовые принципы по свободе информации.  ЮНЕСКО рекомендует правительствам и законодателям всех государств-членов ООН применять эти базовые принципы при разработке национальных законов о свободе информации. Для чего это нужно? Для того, чтобы вне зависимости от юрисдикции, каждый человек мог в полном объеме реализовать свое право на поиск, получение и распространение информации независимо от государственных границ.

Все больше и больше государств в мире принимают национальные законы о свободе или о доступе к информации. Эти законы могут называться в каждом государстве по-разному, однако суть у них одна – на законодательном уровне закрепить механизмы, процедуры и формы получения и распространения информации и предусмотреть ответственность за нарушение или ограничение права на свободу информации. Чаще всего, национальные законы обязывают, прежде всего, государственные органы обнародовать информацию о своей деятельности. Но эти же требования могут распространяться и на других обладателей информации – коммерческие и международные организации; лиц, которые получают бюджетное финансирование; органы местного самоуправления. Чем шире круг обладателей информации, тем лучше и эффективнее каждый человек может реализовать свое право на свободу информации.

Таким образом, вы не можете использоваться сами по себе базовые принципы по свободе информации, однако национальные законы о свободе или о доступе к информации должны следовать им для того, чтобы каждый человек в любой стране мира мог иметь примерно одинаковые возможности и права для получения необходимой ему информации. Во многих государствах мира органы государственного управления до сих культивируют секретность и закрытость в своей деятельности вместо открытости, прозрачности и подотчетности.

2. 9 базовых принципов по свободе информации, рекомендованных ЮНЕСКО для включения в национальные законы о свободе или о доступе к информации:

3. Глобальный рейтинг национальных законов о свободе/доступе к информации, позиция Казахстана в нем.

Теперь, когда вам известны 9 базовых принципа по свободе информации, посмотрим, как они воплощаются в национальных законах в разных государствах мира.

Глобальный рейтинг национальных законов о свободе/доступе к информации (Global RTIRating) включает данные о 111 государствах мира, где действуют такие законы (http://www.rti-rating.org/country-data/), в том числе и Казахстан, где в 2015 году был принят закон «О доступе к информации» (почитайте закон по ссылке: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000401 ). Максимальная оценка законов – 150 баллов, что означает полное соответствие национального закона базовым принципам по свободе информации. В пятерке лидеров: Мексика, Сербия, Словения, Индия, Албания. В пятерке аутсайдеров: Австрия, Лихтенштейн, Филиппины, Таджикистан, Иран.

С точки зрения базовых стандартов по свободе информации, казахстанский закон в 2016 году был оценен не очень высоко, всего 57 баллов. Это помещает Казахстан на 104 место из 111-ти возможных и говорит о том, что правовые гарантии реализации права на свободу информации в нашей стране требуют улучшения и реформирования с точки зрения международных стандартов.

Причина такого низкого оценивания, по мнению международных экспертов, —  в отсутствии в законе презумпции открытости всей информации, находящейся в ведении государственных органов, если только она не подпадает под четко очерченный перечень исключения. Закон РК «О доступе к информации» не провозглашает принцип открытости всей информации и не устанавливает узкий перечень исключений, как того требуют базовые принципы. Вместо этого в законе установлены различные категории, например, «информации с ограниченным доступом», «информации, доступ к которой не может быть ограничен».

К первой категории отнесены: государственные секреты, тайны, охраняемые законом, и служебная информация с ограничительной пометкой «Для служебного пользования».  Такое разделение информации на категории, находящейся в ведении государственных органов и других ведомств, и организаций, по мнению экспертов, не способствует решению главной задачи: изменению культуры секретности и закрытости органов государственной власти на культуру открытости и прозрачности. А это, в свою очередь, помогает государству и обществу противостоять коррупции.

4. Существуют ли в Казахстане аналогичные законы?

Те из нас, кто вынужден часто запрашивать информацию у государственных органов или других обладателей информации, знают, что в Казахстане есть еще один, очень похожий закон. Этот закон называется «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000221_), он был принят в 2007 году. Схожесть двух законов – «О доступе к информации» и «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» — в том, что они дают возможность казахстанцам запрашивать общественно-значимую или личную информацию у государственных органов, других обладателей информации и получать ее.

В чем же разница этих двух законов? Она в следующем: Закон РК «О доступе к информации» предусматривает возможность запроса информации и документов, находящихся в распоряжении обладателей информации, в первую очередь, государственных органов. Форма, в которой запрашивается информация и документы, одна – это запрос.  С помощью Закона РК «О доступе к информации» вы реализуете свое конституционное право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. (пункт 2 статьи 20 Конституции Республики Казахстан, http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_).

В соответствии с  Законом РК «О порядке  рассмотрения обращений физических и юридических лиц», казахстанцы могут  направить в государственные органы обращение  —  запрос, жалобу, заявление, отклик, видеообращение и т.д. Так граждане могут выражать свое согласие  или критику действий органов государственного управления, заявлять о нарушении или ограничении своих прав, предлагать инициативы по совершенствованию государственного управления, социальной политики, реформированию законодательной базы и так далее. Таким образом вы реализуете еще одно конституционное право – право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (пункт 1 статьи 33 Конституции Республики Казахстан, http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_)

Важно помнить, что в Казахстане приняты и действуют еще ряд законов, которые так или иначе регламентируют процедуру запроса и получения самой различной информации.  Например, для журналистов это Закон РК «О средствах массовой информации», для получения архивной информации – Закон РК «О Национальном архивном фонде и архивах», для получения экологической информации – Экологический кодекс РК.